«Завет» (2007)
Страна: Франция, Сербия
Режиссёр: Эмир Кустурица
Сценарий: Эмир Кустурица
Продюсер: Оливье Делбоск, Эмир Кустурица, Марк Миссонье
Оператор: Милорад Глусица
Композитор: Стрибор Кустурица
Жанр: комедия Время: 126 минут «Завет» — фильм Эмира Кустурицы 2007 года.

Это, можно сказать, эссенция всего того, что когда-либо создавал балканский гений. Как снимать фильмы на такие низкопробные сюжеты и в итоге получать шикарную вещь, остается загадкой.

Среди курятников, навоза, силоса и публичных домов, между перестрелками бандитов, развратом и жестокими драками вдруг прорисовываются настолько трогательные моменты и инфантильно-наивные герои, что сдерживать слезы нет сил.

Сюжет, в общем-то, как я уже сказала, совсем не замысловатый.

В живописной Сербии на каком-то Богом забытом холме раскинулась полувымершая деревушка. Там живет мальчик Цане (Урош Милованович) с дедушкой (Александр Берчек), который с маниакальностью склонен к безумным изобретениям. Складывается ощущение, что весь холм оснащен скрытыми ловушками.

Дед вздумал умирать и отправляет Цане в город, чтобы тот продал корову Цветку, а на вырученные деньги купил икону Николая Чудотворца, какой-нибудь сувенирчик и… жену. Хотя и предупреждает, что от женщин за деньги ничего хорошего не жди.

Тут все и начинается, Цане попадает в город, теряет корову, влюбляется в Ясну (Мария Петрониевич), девушку, которой суждено стать проституткой, потому что мать (Лилиана Благоевич) задолжала деньги главарю цыганской мафии (Мики Манойлович).

Потом Цане встречает двух твердолобых братьев в клетчатых рубашках. Следом идет череда невероятно сложных сюжетных перипетий, пересказывать которые смысла нет.

Заканчивается все праздником в духе Эмира Кустурицы. Пальба, везде торчат куски оркестра, двойная свадьба, тут же похороны, старик в бочке, колокол, церковь трещит по швам, катания на гробах и, конечно, еще раз пальба-перестрелка. Все счастливы, а в последнем кадре из окошка вылезает надпись «Happy End».

Вот такой он, завет Эмира Кустурицы. Сумасшедший, невероятно динамичный, сумбурный, веселый, чуть жестокий, не лишен черного юмора и грубых шуток. Да, Кустурица в своем стиле.

На протяжении всего фильма не пропадает уверенность в том, что где-то это все уже было. И в самом деле! А как же «Черная кошка, Белый кот»?

Даже мотив свадьбы и похорон один и тот же. Но от того Завет хуже не становится. Возможно, потому что таких фильмов немного. Или он снят так хорошо, что на сюжет не обращаешь внимания.

А может быть дело в том, что победа счастья над повальное нищетой, преступностью, страхом и исторической несправедливостью заставляет радоваться за сербов, потому что у них остался хотя бы праздник и право на веселье, и это настолько важно, что можно простить старине Эмиру такую промашку, как повторение себя?