Театр як провокація "Король-Олень" Карл Гоцці.
Сказки Карло Гоцци хороши тем, что они совершенно неправдоподобны. Действие его историй происходит в несуществующих королевствах, населенных волшебниками всех мастей, отважными королями и прекрасными принцессами.
Каждый день там непременно кого-нибудь проклинают, обрекают на немыслимые испытания, превращают в животных и предметы мебели.
Во всех сказках Гоцци нагорожено столько немыслимых нелепиц, что перелезть через них никак не представляется возможным. В этом и прелесть.
Сочиненные уже даже больше, чем двести лет тому назад, эти сказки представляют собой изысканную и причудливую форму, которую можно наполнить сколь угодно современным содержанием.
В этом и успех многочисленных постановок старинных историй Гоцци. Комедиа дель арте предлагает универсальный набор масок на все случаи жизни: они выглядят немного — а скорее даже совершенно — ненатурально, но прикрываясь ими можно говорить все, что душе угодно и при этом делать вид, что речь идет исключительно о несуществующем королевстве.
В «Короле-олене» реальность происходящего совершенно нарушена: театральные декорации вместо леса, плоские платья придворных дам, делающие их похожими на игральные карты, картины вместо оленей и отсутствие формальной развязки.
Зачем же разжевывать все до самого конца, если, во-первых, в сказке происходит только то, во что вы действительно верите, и, во-вторых, все, надеюсь, верят, в то, что победит добро, а злу как обычно не повезет?
Очарование этой истории в ее исключительной само ироничности: герои пытаются выйти за границы своих масок, волшебник уверяет всех, что он не имеет ни малейшего представления о волшебстве, влюбленные поют о том, что любви вроде бы и нет, а если есть, то не здесь.
И все без исключения участники этой феерии старательно делают вид, что это не более чем детская сказка. Детям сказки не нужны, они и сами могут придумать такие небылицы, что у взрослых волосы на голове дыбом встанут.
Лучшие сказки взрослые сочиняют сами для себя: чтобы вспомнить лишний раз о том, что утро — это всегда утро, а ночь — ночь, о том, что не гоже разумным взрослым людям путать добро со злом только оттого, что они на мгновение поменялись масками.
Замечательная волшебная сказка. Волшебная не потому, что в ней исключительно много волшебства, а скорее потому, что его там совсем нет.
Зато есть ироничные диалоги и интересная сценическая пластика, прелестная музыка и забавные песни. И непреходящее удивление: как Таривердиев заставлял Пугачеву петь, как ему хотелось, а не как она умеет.
Если у вас еще остались сомнения в том, что этот фильм прекрасен, посмотрите на актерский состав. И если вам — вдруг, о, ужас! — ни о чем не говорят эти фамилии, мне вас искренне жаль.